Первый медицинский » Здоровье детей » Развивающие игрушки для маленького ребенка

Развивающие игрушки для маленького ребенка

Развивающие игрушки для маленького ребенка  Несмотря на настоящее изобилие игрушек на любой вкус, психологи бьют тревогу: большинство современных дошколят практически разучились конструктивно играть, играть с пользой, придумывая сюжеты и режиссируя свои игры. Одна из причин - преобладание в детских наших малышей всевозможных интерактивных и роботизированных игрушек. А между тем дошкольники больше нуждаются в максимально «простых» игрушках, благодаря которым они смогут не только развлекаться, но и научиться чему-то. Поговорим про развивающие игрушки для маленького ребенка.

  Ведь игра - это, прежде всего большая работа для каждого ребенка. В ней он знакомится с разными видами деятельности взрослых, учится понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретает навыки общения со сверстниками и старшими детьми. Соблюдая правила развивающей игры, ребенок учится сдерживать свои непосредственные желания ради поддержания совместной игры со сверстниками, уже без контроля со стороны взрослых. Кроме того, игра способствует обогащению чувственного опыта малыша, развитию наглядно-образного мышления, воображения, речи. Доказано, что хорошо умеющие играть дети в дальнейшем лучше учатся в школе, лучше умеют сосредотачиваться на объяснениях учителей в школе, лучше контролируют себя и подчиняются общим правилам.

  Многие родители и воспитатели считают, что современные дети не должны играть так, как играли они сами. Это глубокое заблуждение: никакие компьютерные технологии не заменят ребенку его собственной активности. Прелесть развивающей игры в том, что дети сами творят окружающий мир. Все современные игрушки психологи делят по видам деятельности ребенка. Выделим три основные: познавательная деятельность, игра с правилом, сюжетная (ролевая и режиссерская) игра.

  В самом раннем детском возрасте, от полугода до трех лет, малышам необходимы и интересны развивающие игрушки, способствующие развитию интеллектуально-познавательных и моторных способностей. Это игрушки, которые помогают детям ответить на вопросы: «Что это такое?», «Как это действует?», «Что с этим можно сделать?». К игрушкам этой категории можно отнести всевозможные погремушки, пищалки, мобили на кровать или коляску и прочие музыкальные игрушки для самых маленьких, а также шарики, кольца, мячики, кубики, игрушки-каталки, игрушки-качалки, специальные прямые и спиралеобразные дорожки для катания шариков - стационарно собранные (кугельбан) и сборно-разборные, неваляшки, матрешки, юлы, волчки, пирамидки, стаканчики-вкладыши, сюжетные картинки, расширяющие кругозор малыша, конструкторы, содержащие немногочисленные, но разнообразные по форме, цвету и величине детали, калейдоскопы, развивающие коврики, наборы для лепки или рисования и проч.

  На третьем году жизни ребенку становится уже недостаточно просто изучать предметы: он активно вовлекается в сюжетную игру, совершая действия понарошку. В три года маленький ребенок начинает осознавать себя: это проявляется и укрепляется в игре. Придумывая себе разные роли - водителя, парикмахера, доктора, воспитателя и проч., он пробует побыть «не собой» и тем самым понять другого и себя самого. Так появляется ролевая игра, в которой маленький ребенок изображает какие-то события своей жизни или то, что он наблюдает в мире взрослых. Он берет на себя роль, создавая воображаемые ситуации, и действует в них. В ролевых играх ребенок чаще всего воспроизводит ситуации из жизни взрослых (мамы, папы, врача, парикмахера).

  Ролевая игра трехлетних детей сосредотачивается на отдельных действиях: «Я - мама, поэтому я стираю, готовлю, глажу и т.д.». Для того чтобы почувствовать себя кем-то и смочь удержать ролевую позицию (а для маленького ребенка это непростая задача!), нужны атрибуты роли. Например, шапочка повара, повязка доктора, жезл полицейского и др. При этом совершенно необязательно покупать детям готовый костюм, лучше иметь и многофункциональные атрибуты: шляпы, платки, галстуки, ткани разных цветов. Здесь также действует правило: главное не предмет, а воображение самого ребенка. Как правило, ребенок отражает в игре то, что он видит вокруг себя, то, что с ним происходит, о чем узнает из книжек. Поэтому, чтобы развивать игру, нужно рассказывать ребенку о том, что делают разные взрослые, например, в аэропорту или кафе. Можно показывать картинки и книги с соответствующим содержанием. В ролевой игре очень важен партнер. Это может быть взрослый или сверстник. А многие действия ребенок выполняет по отношению к игрушкам: например, рассаживает кукол и учит их, как в школе. Ролевая игра, как ничто другое, способствует развитию воображения малыша, а также является важным этапом на пути к освоению сюжетно-ролевых игр со сверстниками.

  Начиная с трех лет ведущей для малыша становится деятельность, связанная с освоением смысла, задач, норм и отношений между людьми. У ребенка появляется потребность в приобретении социальных, культурных, коммуникативных навыков. Именно в этом возрасте зарождается режиссерская игра, в которой малыш выступает одновременно и в качестве режиссера-постановщика, и в качестве исполнителя всех ролей.

  Для режиссерской игры ребенку могут понадобиться: игрушечные животные; куклы с разнообразной кукольной утварью, герои мультфильмов и фильмов для детей, марионетки, пальчиковые куклы, куклы-рукавички, кукольные дома, настольные театры; конструкторы, представляющие собой тематические игровые, включающие фигурки людей и животных и элементы пейзажа: «Зоопарк», «Африка», «Город», «Деревня», «Скорая помощь» и проч. К этой же группе можно отнести транспортные игрушки (грузовики, поезда, машинки, позволяющие что-то перевозить). Не стоит забывать и здесь главный принцип выбора игрушек: чем условней, тем лучше. Если мы даем ребенку человечка, то в зависимости от замысла он может наделить его разными свойствами: человечек может быть добрым доктором или злым пиратом.