Первый медицинский » Здоровье детей » Проблемы развития речи у детей

Проблемы развития речи у детей

Проблемы развития речи у детей  В современном мире нередки проблемы развития речи у детей и во многих случаях происходит так, что родители не до конца понимают, стоит ли бить тревогу или процесс будет регулироваться сам собой. Разумеется, при всех тревожащих факторах всегда рекомендуется заранее обратиться к специалисту за разъяснениями, тем более что проблемы развития речи бывают не столь серьезны, как это может показаться на первый взгляд, и у детей, в целом, все в порядке. Однако консультация у врача не помешает родителям, они смогут узнать, в каком именно возрасте начинает разговаривать ребенок, стоит ли волноваться, если он не хочет говорить в 2 года и т.д. Все эти вопросы поможет прояснить квалифицированный специалист.

  В последние годы специалисты отмечают тенденцию к задержке развития речи у современных детей. Еще пару десятилетий назад дети начинали говорить раньше, нежели их современные сверстники. Тому виной несколько факторов, к основным из которых относятся ухудшение экологической обстановки, осложнения при родах, проблемное течение беременности и т.д. Отмечается, что всего лишь 2-3 ребенка из 10 для своего возраста говорят хорошо, у других наблюдаются некоторые проблемы развития речи, зачастую у детей происходят различные задержки. Родителям необходимо быть начеку и помнить, что ребенок к двум годам должен уметь строить самые простые фразы, например «папа иди», «мама дай» и пр. Замечено, что девочки начинают разговаривать несколько раньше, нежели мальчики. Задержкой считается тот факт, если ребенок в 3 года не связывает фразы, пользуется 10-15 словами.

  Если родителей настораживает то, как учится говорить их ребенок, если их беспокоят проблемы развития речи, необходимо обратится к лечащему доктору, который должен быть у всех детей. Специалист наблюдает ребенка с рождения, отмечает его развитие, например, контролирует, как он переворачивается, учится держать головку и пр. Врач отмечает все возможные отклонения, учитывает то, какими были беременность и роды и если заметны задержки в развитии ребенка, то, скорее всего, будут проблемы и в процессе развития речи. Необходимо обследоваться у таких специалистов, как педиатр, невролог, которые могут дать направление к логопеду. Именно при комплексном подходе к проблеме можно наиболее эффективно ее решить.

  Однако помимо своевременного обращения к врачам на родителях также лежит серьезная ответственность: необходимо предпринимать определенные меры по предотвращению проблем с речью у ребенка. Полезно делать с ребенком специальные упражнения, рассказывать стишки, на кончиках пальцев расположены речевые зоны, поэтому рекомендуется уделять внимание подушечкам. С речью тесно связана мелкая моторика, поэтому очень полезно заниматься лепкой, играть с пластилином. Для того чтобы ребенок заговорил вовремя и не имел проблем с речью массировать пальчики, заниматься и играть с ним необходимо с самых первых месяцев жизни. Также необходимо развивать у ребенка фонематический слух, поскольку это очень важно для формирования речи.

  Заикание. Логоневроз является основной причиной заикания у детей. Это нередко происходит тогда, когда ребенок не начинал говорить слишком долго, а после того как заговорил, стал догонять своих сверстников. Переизбыток информации, которую хочет выразить ребенок как можно быстрее, но еще не знает, как это сказать. Ребенок начинает нервничать, торопиться и, следовательно, заикаться. Необходимо следить за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, не перегружать его, нужно ограничить компьютерные игры, просмотр телевизора. Следует своевременно обратиться за помощью к невропатологу, логопеду. Как правило, заикание вызванное логоневрозом довольно эффективно лечится, если не запустить данную проблему.

  Ребенок не выговаривает букву «Р». Как известно, в русском языке наиболее трудными буквами для ребенка считаются Р и Л, обычно дети начинают нормально их произносить к 5 годам. Если родители отмечают, что их ребенок имеет проблемы с произношением буквы Р к 4-5 годам, необходимо приступить к постановке этого звука у ребенка. Самая простая тренировка – рычание, то есть тренируется звук «Р-р-р». В дальнейшем создается слог с добавлением гласной буквы: «Ра», «Ро», затем «Ур», «Ар». Тренироваться необходимо ежедневно, как можно чаще, рекомендуется оформить занятия в виде игры. В некоторых садиках детские группы формируются, подбирая детей по их проблемам, в частности, существуют логопедические группы. Не стоит бояться отдавать ребенка в такой садик, здесь каждому отдельному ребенку уделяется повышенное внимание логопеда, имеется много занятий для развития речи.

  У ребенка короткая подъязычная связка (уздечка языка). Если уздечка языка короткая и существуют определенные медицинские показания, лучше всего пораньше подрезать ее. Эта процедура будет перенесена ребенком намного легче, если сделать ее в раннем возрасте. Нередко проблемы с произношением приводят к врачу уже довольно взрослых детей 4-5 лет, их язык не способен подниматься так, как это необходимо для нормального произношения звуков. Подрезать подъязычную связку придется все равно, но чем старше ребенок, тем сложнее будет процедура, тем больше психологическое переживание.

   Развитие речи у детей, растущих в двуязычных семьях. В тех семьях, где родители разговаривают на двух языках, дети с легкостью воспринимает оба, поскольку они весьма восприимчивы к речи. Обычно никаких серьезных проблем с задержкой развития речи в таких семьях не бывает. Настоящая причина задержки речи у ребенка, растущего в семье, где мама и папа разговаривают на двух разных языках, скорее всего, кроется в другом, и обращаться нужно к логопеду и неврологу. Как правило, проблемы с развитием речи у таких детей относятся к тем же, что и у детей, растущих в обычных семьях, и решаются они точно также, с привлечением обычных медицинских специалистов.


Теги: развитие, речь, дети, заикание