Приучение маленького ребенка к горшкуТвоему малышу нет еще и трех, а речь у него чистая, богатая, он рассказывает множество стишков, поет песенки, помнит все цвета и основные геометрические фигуры. Но вот контролировать свой туалет не может (или не хочет?) - «ходит» только в штанишки. Так что же, до школы носить подгузники? Ты уже и конфеты ему обещала, и насильно на горшок сажала, и по попе шлепала, и ругала – ничего не помогло! Тут волей-неволей растеряешься... В чем причина такого поведения ребенка и как приучить его к горшку? Поговорим на тему приучение маленького ребенка к горшку. Давай сразу договоримся: никакого насилия при приучении! Принуждением ты вызовешь лишь новый всплеск упрямства, непослушания, стремления, во что бы то ни стало делать по-своему. Если принять во внимание тот факт, что кроха находится на самом пороге кризиса трех лет, такое обращение с ним может серьезно обострить ситуацию. Причина отказа от приучения к горшку, похоже, заключается в том, что твой малыш мало знаком со своим телом, впрочем, как и с человеческим телом вообще. Для него собственное «я» заключено в его голове, которая мыслит, узнает, фантазирует (именно поэтому маленькие детки, когда начинают рисовать людей, поначалу рисуют «головастиков» без туловища). А другие части тела - вне сферы его интересов и внимания. Кроху нужно мягко, через игру, познакомить с собственным телом и его функциями. Стоит отметить еще одну причину игнорирования и приучения к горшку. Скорее всего, интеллектуальные достижения малютки вызывают у окружающих его взрослых одобрение, восхищение, поощрение. Неудачи же в деле освоения горшка - недовольство, критику, а в дальнейшем и наказание. Карапуз бастует против того, что он ощущает как нелюбовь к себе, и, конечно, не желает терпеть наказания. Даже взрослые начинают упрямиться и доказывать свое право делать по-своему, когда им кажется, что к ним настроены недоброжелательно. А маленький ребенок таким поведением как бы пытается сказать: «Мне нужно, чтобы меня любили всегда, даже если я чего-то не умею или не хочу. А еще, чтобы мне помогали, а не сердились...» И к этой невысказанной просьбе маленького ребенка необходимо отнестись очень внимательно. И наконец, малышу может быть просто некогда! Он ведет такую насыщенную, наполненную увлечениями жизнь - до горшка ли тут! Игра очень занимательна, от мультика невозможно оторваться... Вдруг в тот момент, когда он отлучится, произойдет что-то важное? Поэтому придется набраться терпения и поработать, чтобы помочь ему заинтересоваться возможностями своего тела и целенаправленно их использовать. Предлагаем спокойно реагировать на то, что кроха снова и снова все делает в штанишки. Например, такими словами: «У тебя не получается вовремя попроситься на горшок. Ты не знаешь, в какой момент это нужно делать? Я уверена, что ты сумеешь научиться. Ты ведь уже многому научился!» Обрати внимание, использовать нужно фразу: «У тебя не получается!», а не «Ты не хочешь...» Первая формулировка - просто констатация некоего нейтрального события. Вторая - обвинение в злонамеренности, против которого кроха в той или иной форме будет протестовать. Тебе придется запастись терпением и выдержкой, чтобы не срываться, однако скоро ты увидишь, что маленький ребенок сам начал проявлять интерес к проблеме. А это первый шаг, который он должен сделать на пути к ее решению. Вместе с малышом играй в куклы. Желательно, чтобы кукла была того же пола, что и твой кроха, и чтобы ее имя было созвучно с его именем. Таким образом, у крохи подсознательно вырабатывается представление о том, как все должно происходить. Лепи и рисуй с ребенком разных человечков. Если ты раскрываешь секреты тела доченьке - «создавайте» девочек и женщин. Проблемы с горшком у твоего сыночка? Изображайте мальчиков и мужчин. Без излишних анатомических подробностей, но обобщенно обозначая все части тела и называя их функции. Обучая секретам тела девочку, ты скажешь ей: «Вот здесь, спереди, внизу животика, находится дырочка, из которой выливаются чаек-молочко, когда они уже не нужны». Мальчику нужно объяснить иначе. Не пугайся такого совета. Если ты будешь спокойна и станешь говорить о строении тела как о том, что есть у каждого и что дает возможность телу делать все нужное человеку, чтоб он оставался здоровым, - ты не только сформируешь у малыша доверие и уважение к своему телу, но и привлечешь его внимание к тому, как тело живет и функционирует. |