Современные методики раннего развития ребенкаНачнем с самой известной и самой спорной методики американского военного врача Глена Домана. В 40-х годах прошлого века Глен Доман занимался лечением детей с тяжелыми травмами мозга. Больных малышей учили читать, произнося и показывая им слова, написанные крупным красным шрифтом. И современные методики раннего развития ребенка помогут воспитать в ребенке не только человека, но и умную самостоятельную личность. Карточки со словами демонстрировались очень быстро, и урок длился всего 5-10 секунд, но в день таких занятий было несколько десятков. Результат превзошел все ожидания: парализованные дети стали постепенно двигаться, а затем и ходить. Глен Доман пришел к выводу про развитие ребенка, что, стимулируя зрение, можно добиться активизации деятельности мозга в целом. В последующем Глен Доман стал применять свою современную методику для обучения и здоровых детей. Суть ее в том, что уже новорожденным малышам начинают показывать карточки, которые содержат информацию из разных областей знаний и которые автор называл «битами информации». Так, карточки с точками предназначены для обучения счету, карточки со словами, написанными крупными красными буквами, - для обучения чтению, а с изображением животных, природных явлений, исторических деятелей - для расширения кругозора. Доман был уверен, что эта современная методика помогает воспитать гениев. Тем не менее, она несет подводные камни, не гарантируя полноценного развития. Один из главных ее недостатков - ребенок при обучении пассивен. Малыш же любит все трогать ручками и интересный объект тянуть в рот. Кроме того, начав говорить, ребенок обязательно будет задавать множество вопросов. Но в современной методике Домана диалог не предусматривается. При обучении ребенок должен быть внимательным, постоянно смотреть на карточку и слушать то, что вы говорите. Но на практике это воплотить чрезвычайно сложно. Эта методика сама по себе трудоемка. Только в день по математике потребуется 6 мини-уроков. В результате родители все свое свободное будут вынуждены посвящать занятиям, а по ночам вырезать и клеить новые карточки. Тем не менее, отдельные элементы методики могут вам пригодиться. Так, занятия с карточками хорошо совмещать с чтением любимых книг. Если малышка без конца требует перечитывать «Айболита», самое время рассказать ей, что такое Африка, показать этот материк на карте. Так что если вы не боитесь трудностей, действуйте по методике Глена Домана. Споры вокруг методики раннего развития ребенка по Глену Доману дали жизнь новым системам обучения, например системе Сесиль Лупан. В1983 году она начала занятия со своими дочерьми по методике Глена Домана. Однако скоро убедилась, что многие из его приемов обучения на ее детей не действуют. Тогда целеустремленная мама, имеющая актерское образование, решила усовершенствовать этот метод обучения и несколько других популярных методик и разработала систему упражнений в виде увлекательных игр. Сесиль Лупан предлагает учить ребенка чтению прямо с рождения, напевая малышу алфавит на мотив любимой песенки. Визуальный интерес поддерживают и развешанные по всему дому карточки с названиями предметов. Буквы предлагается рисовать в черно-красном цвете, красным выделяются гласные. Карточки нужно постоянно обновлять. Сначала первые из них должны знакомить ребенка с окружающим миром, затем наступает очередь «табличек-действий». Показывая ребенку карточку со словом «простудиться», нужно чихнуть, а карточку со словом «падать» сопроводить шутливым падением, что вызовет у карапуза бурный восторг. Выглядит это забавно и действует беспроигрышно. Метод Монтессори раннего развития ребенка сейчас очень популярен. Его создательница, итальянский психолог и врач Мария Монтессори работала в начале прошлого века, как и Глен Доман, с инвалидами, и добивалась больших успехов. Ее метод остается актуальным даже спустя столетие. Мы не должны думать, что создаем из ребенка человека. Считая так, мы искажаем Божественный замысел. В процессе обучения ребенок всю познавательную работу выполняет сам, а учитель не является доминирующей фигурой. В Монтессори-центрах нет групповой работы с детьми. К каждому ребенку, как к уникальной личности имеет место индивидуальный подход. Малыш сам выбирает, что, когда и как долго изучать. Самые известные из познавательных игр - пирамидки с цветными кольцами и рамки с вынимающимися фигурами. Метод актуален и сегодня, потому что направлен на раннюю подготовку к школе. В Монтессори-центрах дети уже до 3-х лет осваивают счет, запоминают буквы, получают навыки самообслуживания. Петербургский педагог Николай Зайцев создал методику раннего обучения чтению, которая предполагает использование кубиков и таблиц. На них изображены так называемые склады - сочетающиеся согласные и гласные звуки. В отличие от традиционных способов, обучение чтению идет не от простого к сложному, а наоборот. Весь обучающий материал показывается ребенку не постепенно, а сразу: если это кубики - то все, если таблицы - то целиком, даже если они очень большие. Если таблицы располагаются на высоте 170 см от пола, то ребенок работает стоя, и это благотворно сказывается на его осанке. Малыш все время обучения находится в движении, занятие идет в игровой форме. Различные по цвету, размеру и весу кубики издают разные звуки. |