Первый медицинский » Здоровье детей » Синдром гиперактивности у маленького ребенка

Синдром гиперактивности у маленького ребенка

Синдром гиперактивности у маленького ребенка  Значит ли это, что все крайне непоседливые малыши - потенциальные носители этого синдрома, сокращенно называемого СДВГ? Трудности с концентрацией внимания - ключевой составляющей СДВГ - по-настоящему проявятся, когда дети начинают, пусть и в игровой форме, чему-то учиться. И им приходится становиться более сосредоточенными. Как только нужно будет поднапрячься, внимательно слушать и выполнять что-то не столь захватывающее, скажем, разучивать буквы или цифры, - они наотрез отказываются это делать. Помимо неумения концентрироваться, дети импульсивны, и с ними непросто договариваться.

  В ответ на просьбу что-то сделать или не делать - кричат, плачут, порой проявляют и агрессию, пытаясь ударить теряющего терпение взрослого. Со сверстниками они тоже не церемонятся: конфликт из-за лопатки или очередности катания с горки маленькие заводилы часто решают силой. Постоянно находясь в движении, они плохо контролируют себя, падают и бесконечно набивают синяки и шишки. Поговорим на тему синдром гиперактивности у маленького ребенка.

  Впервые столкнувшись с диагнозом маленького ребенка, родители оказываются в растерянности (кстати, у мальчиков это синдром встречается чаще, чем у девочек, в соотношении 8:1). Они задаются многими вопросами: сможет ли он успешно учиться, обрести друзей и как это отразится на его взрослении?

  Обнаружение проблемы в раннем, дошкольном возрасте - это уже половина успеха. В тесном контакте со специалистом можно, не теряя времени, выработать тактику лечения и реабилитации маленького ребенка. При правильном подходе и понимании особенностей этого состояния всеми близкими людьми малыш будет развиваться так же успешно, как и его сверстники. А еще всем членам семьи важно осознать: тут нет вашей вины. Действительно, худшее, что могут начать делать родители, - это винить себя или друг друга. Папы обвиняют мам в чрезмерном попустительстве капризам, мамы, в свою очередь, в недостаточном терпении и неоправданных наказаниях. На самом деле синдром этот считается врожденным, обусловленным нейробиологическими факторами, хотя точный механизм его возникновения пока недостаточно изучен. Одна из возможных причин - родовые травмы и инфекционные заболевания, перенесенные маленьким ребенком в первые месяцы жизни.

  Дети с СДВГ страдают от той стены непонимания, которая вырастает между ними и миром. Ведь они и сами хотели бы реагировать спокойней и не вступать на тропу войны с родителями, братьями-сестрами и друзьями, ощущая себя порой откровенными изгоями. Малыш чувствует: его постоянно ругают, и, что бы он ни делал, это только всех расстраивает. И если при этом он видит, как его сверстников или сиблингов хвалят и поощряют: и картину они нарисовали отличную, и паззлы собирают с папой наперегонки, а на утреннике им все хлопали, - это не прибавляет уверенности в себе. Ребенок нервничает, злится, родители теряют остатки терпения, а ситуация вступает в замкнутый круг. Ни при каких обстоятельствах дети не должны терять уверенности в том, что они любимы. Как можно чаще без всякого повода обнимайте ребенка и говорите, как он вам дорог. Чем больше малыш слышит от вас этих слов и получает нежных прикосновений, тем легче ему справляться с собой. Когда вы чувствуете, что ребенок начинает нервничать - предлагайте ему обняться и посидеть, прижавшись друг к другу. Со временем это может хорошо успокаивать его в тот момент, когда конфликт только наметился, но еще не накалился.

  Даже если его успехи в рисовании или написании цифр, то есть занятии, которое требует концентрации внимания при гиперактивности, кажутся вам скромными, непременно хвалите и поощряйте. Для малыша дошкольного возраста не столь важно, каким будет задание. Если писать получается лучше, чем считать - стоит на этом и сконцентрироваться. Главное здесь - приучение к сосредоточенности и умению пересилить свои импульсивные желания переключиться на что-то поинтересней.

  Все дети нуждаются в рутинном и предсказуемом порядке дня, но особенно зависимы от него малыши с гиперактивностью. Им четко соблюдаемое время прогулок, игр и отхода ко сну помогает не перевозбуждаться и вовремя переключаться. Также важно, чтобы эти дети, обладающие от природы более подвижной нервной системой, днем отдыхали. Чем дольше удастся сохранить ребенку дневной сон, тем спокойнее будет малыш. Конечно, сон не строит того, чтобы начать за него воевать, - это только травмирует. Если малышу не удается заснуть - предложите ему на это время переодеться в пижамку (такой ритуал настраивает детей на более умиротворенный лад) и спокойно полежать в кроватке, послушав книжку, которую ему читают.

  Оберегайте малыша от переутомления, ведь оно приводит к снижению самоконтроля и нарастанию гиперактивности.

  Эмоциональные события (походы в театр, на детские праздники) важно чередовать с более предсказуемым и рутинным периодом. И если сегодня он приглашен на детский праздник с клоунами и играми, то не стоит планировать поход в цирк на ближайшие дни, а лучше провести их в спокойной домашней обстановке. Стоит избегать общения со сверхнепоседливыми приятелями. А если вы приглашаете кого-то домой для совместных игр - пусть это будет один гость.